История керамической плитки

Керамическая плитка является одним из самых древних отделочных материалов. Считается, что впервые изделия из обожжённой глины с узорами использовались для облицовки зданий еще в 4-м веке до н.э. Это были прародители керамической плитки, отличавшиеся большой надежностью, долговечностью и защищавшие помещение от влаги и ветров. Такие методы облицовки зданий были открыты трипольскими племенами.

Первая плитка, уже несколько напоминающая современные варианты, была обнаружена археологами в Междуречье Тигра и Евфрата. Она больше напоминала кирпичную мозаику, на каждый элемент которой был нанесен отдельный узор.

Первыми цивилизациями, овладевшими технологиями производства плитки, были Вавилон, Древний Египет и Древняя Греция. Чуть позже, из Греции методики изготовления попали к Римлянам. В Древнем Риме плиткой из керамики украшались дворцы, храмы, а также жилища богатых людей из знатных домов.

Принято считать, что современная керамическая плитка впервые была произведена в Сузах. Мастера того времени изготавливали квадратные плитки, толщиной около сантиметра и шириной 15 сантиметров.

Производство европейской керамической плитки началось в Испании в период Реконкисты. До этого испанские мастера обрабатывали уже готовые изделия, завезенные в страну маврами. И только после освобождения от иноземцев, испанцы выведывают секреты производства арабских плиточных изделий. Они стали доступны монахам католического ордена, в связи с чем, именно католической церкви в Европе до конца 19-го века принадлежала монополия на изготовление данного вида отделочных материалов.

На рубеже 15-го и 16 веков технология производства современной керамической плитки попала из Испании к итальянцам. Последние начали делать основной упор на красоту изделия, в то время как испанцы уделяли основное внимание прочности и надежности продукта.

Однако майолика (итальянская разновидность плитки) была «рождена» Луком де ля Робиа еще в начале второго тысячелетия. Майолику использовали при облицовке католических храмов и церквей, дворцов, домов знати и площадей.

После появления в Италии технологий производства испанской керамической плитки, в стране резко увеличивается количество мастеров, изготавливающих плитку, появляется объединение «Цех 5-ти городов», в которое входили мастерские Сиены, Флоренции, Урбины, Кастельдуранте и Кафаджало. Целью «Цеха» являлось повышение производства, а также удешевление производимых изделий для увеличения доступности материала. Плиточные мастера хотели сделать плитку доступной не только для высших сословий, но и для обычных людей. Надо отметить, что объединение потерпело относительную неудачу, так как удешевленный вариант керамической плитки отличался достаточно низкой прочностью и был невзрачен на вид, из-за уменьшенного количества добавляемых красителей.

В Русь керамическая плитка пришла из Византии одновременно с христианством. Плиткой, изготовленной первыми русскими мастерами, украшали, как правило, храмы и дворцы. Дома в то время делали в основном из древесины, поэтому изначально керамическая плитка большого распространения в качестве отделочного материала не получила.

Только к началу 15-го века на Руси были произведены плиточные изделия, устойчивые к суровой русской зиме – изразцы. Изразцами стали украшать уже не только дворцы с храмами, но и жилища дворян.